1 декабря Комитет АНД по Новым технологиям, Инновациям и Кибербезопасности провел при поддержке VK заседание на тему: «Замещение иностранного ПО: от теории к практике».
В заседании приняли участие руководители компаний и эксперты:
В текущей реальности руководителями компаний столкнулись с нелегкими вызовами:
Участники встречи поделились своим опытом в решении этих вопросов.
Сергей Шилов, президент Лиги Цифровой Экономики
Импортозамещение можно разбить на три категории:
Услуги.
Здесь ситуация складывается неплохо. В нашей стране большой интеллектуальный потенциал. Кто-то из специалистов уехал из России после сентябрьских событий, но большая часть осталась и продолжает работать.
Программное обеспечение.
В коммерческих структурах ситуация складывается следующим образом. Любое изменение, особенно в крупной компании — стресс для бизнеса. Нужно выбрать такое российское ПО, чтобы минимизировать стресс, но среди него не всегда есть аналоги импортному.
Другой вариант — инвестировать в разработку. Однако, компании не спешат это делать.
В структурах госсектора ситуация другая. Там уже с 2010 г идет медленное импортозамещение.
Еще одной проблемой является тот факт, что никто не любит платить российским компаниям за лицензии. Нет серьезных драйверов для больших компаний двигаться в сторону импортозамещения. Мы говорим не об IT компаниях, а обо всех остальных. Они пока только ведут разговор об этом и для себя видят более интересные области для инвестирования средств, не спешат инвестировать в новые разработки.
Есть и еще одна проблема. Рынок IT развился потому, что он был глобальным. Например, Oracle продавал во многих странах свои продукты, в некоторых был монополистом.
Все ПО заменить невозможно и пока ни к чему. Острая необходимость делать это появится, только если западные вендоры отключат свои системы либо если будет законодательно запрещено использовать иностранное ПО. Ни того, ни другого пока нет.
Поэтому, на мой взгляд, основные усилия по замещению будут наблюдаться точечно, например в ВКП. Для того, чтобы в других компаниях пошел этот процесс, должно что-то глобальное выйти из строя.
Оборудование.
У компаний нет желания замещать иностранное оборудование на российское, все сейчас приобретается в Азии. Цены также не намного выше.
Для большей части оборудования нет российских аналогов. Все, что есть, дороже и хуже. Внедрять его можно только тогда, когда есть серьезная угроза работе бизнеса. Разработка российского ПО очень дорогая. Она никогда не окупится ни при каких обстоятельствах.
Спрос на отечественные решения есть, но он невелик, и требования очень высоки, стоимость тоже велика. Государство финансово помогает разработчикам. Минцифры выделяет гранты, но даже этого недостаточно, чтобы российское оборудование могло конкурировать с импортным по цене и качеству. Сроки разработки аналогов лежат в интервале от 1 до 5 лет.
Основная проблема — отсутствие полноценного собственного производства ИТ оборудования при высокой зависимости от иностранных технологий. Сегодня проблема решается использованием параллельного импорта. Сроки разработки полной линейки оборудования от 1 года до 3 лет.
Вывод. Теоретически заместить можно все, имея такой интеллектуальный потенциал. но пока нет мотивации. Скорее всего, в компаниях будет наблюдаться комбинация импортных и российских решений. Это приведет к увеличению доли России в общемировом ИТ-рынке.
Татьяна Вавилова, Директор направления комплексных цифровых решений для бизнеса VK
VK сейчас развивает сервисы для решения задач людей и цифровизации бизнеса. Мы пытаемся донести до наших партнеров по рынку идею, что в основе всей цифровизации и технологического стэка лежит технологический слой. На него нанизываются технологии, которыми пользуются ваши клиенты, и технологии, которыми вы пользуетесь внутри компании. Таким образом получается цифровизация внешних и внутренних процессов.
Наши разработки покрывают большую часть функциональных потребностей крупных и средних предприятий, начиная от коммерции и продажи, и заканчивая маркетингом и ИТ. Сегодня VK может частично заместить технологии таких иностранных разработчиков как SAP, Oracle, Microsoft. Однако есть и технологии, которые мы пока не в состоянии заместить, и в которых у нашей компании есть потребность. Мы ищем для них российский софт, который сможем использовать.
У нас есть продукты и технологии разной степени зрелости. Есть решения, развитые до уровня коробочных. Чтобы их внедрить, достаточно развернуть дистрибутив или подключиться к сервису. Например, это облачные технологии.
Мы создали и внедрили мессенджер VK teams, замена Microsoft Teams.
Есть сервис предиктивной аналитики для работы с большими массивами данных для решения бизнес-задач.
Есть HR портал VK people hub, которым пользуются все сотрудники. С его помощью можно забронировать переговорную, заказать справку 2-НДФЛ, посмотреть прямой эфир с руководством компании.
Юлия Грошикова, Руководитель группы по работе с клиентами VK
Наша компания идет по сценарию решения своих внутренних проблем, затем мы оцениваем, насколько это действительно стало нам полезно и выходим на рынок, чтобы помочь другим компаниям.
Сейчас мы используем SUPERUPP, который внедряем и среди клиентов. Мы выросли из продуктов B2C, имеем колоссальный опыт. Мы собираем фидбэк не только с точки зрения того, что бы хотелось видеть компании для удобства организации бизнес-процессов, но и с точки зрения удобства конечного пользователя, который хочет получить удобный в использовании, простой и понятный продукт, как и все мессенджеры, к которым он привык.
Более лет назад в нашей компании была такая проблема, как децентрализованное общение. Все общались в разных мессенджерах. Нельзя было управлять коммуникацией, контролировать ее на предмет утечки информации, невозможно было также контролировать рабочие процессы.
Мы создали решение — мессенджер SUPERUPP, которые изначально было корпоративным мессенджером. Он закрыл все эти проблемы. Он удовлетворял требованиям функционального заказчика и обеспечивал информационную безопасность. Он объединил коммуникации 11 тыс. сотрудников компании.
Из одного интерфейса можно использовать базовые корпоративные системы. Кроме этого, он может интегрироваться с корпоративными системами клиента. В нем есть почта, календарь, аудио- и видеозвонки, возможность ставить задачи себе и коллегам и много других полезных функций..
Сергей Красильников, Руководитель департамента управления персоналом лаборатории «Гемотест»
Когда появилась информация, что Teams может уйти из России, встал вопрос “что делать?” Сначала мы хотели заменить этот мессенджер полностью. Затем, когда узнали, что Микрософт не уходит из России, а просто забирает Teams, мы опросили сотрудников, и выяснили, что многие вообще им не пользуются. То есть отказ от него — еще и повод сэкономить.
На данный момент мы оставили в компании 2 мессенджера: Teams и VK Teams. Мы решили заменить Teams на мессенджер, который будет максимально похож на него, чтобы у сотрудников не было стресса.и выбрали VK Teams. Он похож и по названию, и по интерфейсу.
Пока на российском рынке нет решений, полностью заменяющих зарубежные. Мы выбрали VK Teams, так как в нем скоро могут появиться решения, которые мы используем в Teams.
Также он удобен тем, что дает возможность интегрироваться с другими продуктами VK.
Артур Щетинин, Руководитель группы по работе с госсектором VK Cloud.
Текущая ситуация на рынке складывается следующим образом. Многие вендоры ушли, специалисты покидают Россию. Идет перестройка процессов. Ты либо замораживаешь их либо перестраиваешь на другую систему.
Перед бизнесом стоят задачи, которые требуют решения:
Какие задачи решает облако?
После выступлений спикеров состоялась дискуссия, в ходе которой эксперты отвечали на вопросы участников. В ней приняли участие:
Вопросы участников:
Сергей Половников, эксперт по импортозамещению в госсекторе
Коммерческим организациям не выгодно проводить импортозамещение. Они не хотят получить стресс и нести расходы. С организациями госсектора ситуация иная. В России есть много участков инфраструктуры, которые влияют на процессы безопасности: энергетика и все, что обеспечивает жизнедеятельность. Поэтому они не могут ждать, когда иностранные производители вернутся и станут к нам лояльны. Такого может и не произойти.
По этим причинам госсектор старается не оглядываться назад, а идти вперед. Многие требования подкрепляются нормативными документами,отказаться от их исполнения нельзя. Здесь все решают не бизнес-интересы, а безопасность.
Дмитрий Танасичук, старший менеджер 1С практики ЭДО «Технологии доверия»
Нет гарантии, что оставшиеся вендоры не уйдут из России и не отключат свое ПО. Они могут предупредить об этом, а могут сделать это без предупреждения. Поэтому импортозамещение актуально и для коммерческих структур, и для госсектора.
Нет задачи заменить все и сразу. Это повлечет очень большие затраты. В этой ситуации стоит поступить следующим образом. Делаем реестр всего ПО, даем интегральную оценку каждой позиции (срок действия, амортизациия и т.д.), прогноз, что будет, если его выключить? Оцениваем, насколько это критично для бизнеса? Какие последствия повлечет? Тогда становится понятно, какие деньги и в какое время тратить. На основании этой информации совет директоров может принять решение, сколько вкладывать в импортозамещение.
Дмитрий Бородачев, директор по IT инфраструктуре НМГ
Нельзя бросаться в крайности: либо все делать централизованно, либо все децентрализовано. Должен быть разумный баланс. У нас в компании централизованный кадровый документооборот, инфраструктура обсуждается. Находим баланс экономической эффективности. Что-то объединяем, чтобы снизить затраты, а где-то наоборот, нет смысла объединять и нет экономической эффективности.
Дмитрий Танасичук, старший менеджер 1С практики ЭДО «Технологии доверия»
В госсекторе решения об импортозамещении были приняты еще в 2014 году. С 2019 процесс идет активно. К 2024 г должно быть проведено замещение. Крупные компании переходят на российские операционные системы. При этом мы не стремимися делать из 1С SAP или Oracle. Все требования компаний дорабатываемы и решаемы в рамках существующей программы.
В коммерческом секторе компании были не готовы к уходу западных вендоров с российского рынка. Отключение ими ПО стало серьезной проблемой.Сейчас выход в том, чтобы искать промежуточные варианты, сочетающие западное ПО, которое еще можно использовать, и российское ПО. Не стоит переходить резко на российские ИТ-продукты, а стоит делать это постепенно.
/ 12.12.2022