Сохранение бизнеса и обеспечение роста его стоимости – одна из основных задач совета директоров. В ближайшие годы рынок РФ ждет миграция ценности, которая заставит компании провести переоценку своих стратегических приоритетов, снова пересобрать и перенастроить свои бизнес-модели.
Искать точки роста придется под воздействием большого количества факторов: санкции, новые волны пандемии, рост цен на энергоносители, рост стоимости логистики, ограниченный доступ к финансированию, глобальный экономический спад и инфляция.
Уход западных игроков, с одной стороны, создаст проблемы, а с другой откроет ниши для замещения и роста. Одним компаниям потребуется нарастить мощности, другим – найти новых партнеров, перестроить логистику, перезапустить производство, третьим – продать бизнес и перенаправить инвестиции в другие сегменты и даже отрасли.
Потребуется посмотреть на отрасли не через привычную узкую призму продуктов или услуг, а через более широкую призму болей и проблем клиентов, быть готовыми предложить заменители. Примеры таких отраслей: финансовые услуги, реклама в соц. сетях, туризм, недвижимость, продукты питания, запасные части, продажа автомобилей, обучение и отдых заграницей.
Ключевым фактором в этих простых условиях станет способность к адаптации и к проведению инноваций в условиях высочайшей неопределенности. СД потребуется ответить на следующие вопросы:
В процессе стратегической адаптации очень важна активная роль СД. Процессы и культура многих организаций естественным образом настроены на выполнение рутинных операций. Для получения права на рост в новых условиях СД потребуется стимулировать поиск возможностей, выбирать приоритеты, создавать импульс к изменениям и инновационную среду. Потребуется актуализировать инновационные компетенции и повысить организационную готовность к изменениям.
/ 23.08.2022