Станислав Киселев, профессор практики НИУ ВШЭ
Совсем скоро все мы будем встречать Новый год. А пока – по традиции подводим итоги и строим планы. Менеджеры активно прорабатывают проекты на следующий год, оценивают карьерные успехи и просчеты.
Как повлиял ковид-кризис на карьеру управленцев и на какие тенденции стоит обратить особое внимание – на эти вопросы мы постарались ответить с помощью масштабного исследования. Его участниками стали менеджеры 250 российских и международных компаний.
В этой статье - главные наблюдения и выводы.
Большинство наших респондентов – около 45 процентов – заявили, что пандемия не оказала существенного влияния на их продвижение на работе и карьерные перспективы. Более того, около 30 процентов менеджеров с уникальными навыками смогли улучшить свои карьерные позиции. При этом незначительно меньше управленцев заявили, что их профессиональные перспективы ухудшились.
Один из самых объективных показателей успешности любого сотрудника – размер зарплаты. По итогам года, более чем у половины менеджеров доходы остались на докризисном уровне. В то же время около 30 процентов специалистов признали, что их денежное вознаграждение сократилось. И только незначительное количество респондентов смогли улучшить свое материальное положение.
Одно из ключевых преимуществ работы наемного менеджера – мобильность. Он может своевременно менять работу, претендуя на более статусную должность и высокую зарплату. По результатам исследования, о желании в течение ближайших трех-четырех лет сменить место работы заявили около 60 процентов менеджеров. Главные причины этого - возможность увеличения компенсации, потребность в личностном росте или смена места жительства.
Но одно дело – желание, другое – спрос и состояние рынка труда. Как показали результаты исследования, по мнению респондентов, количество интересных вакансий с наступлением пандемии резко сократилось. Это отметили более 40 процентов опрошенных. Только 15 процентов менеджеров заявили, что кризис стал для них временем возможностей. Около 45 процентов менеджеров пока не заметили изменений на рынке труда. Означает ли это, что через некоторое время, на рынке будет существовать увеличивающийся разрыв между реальными возможностями для трудоустройства и потребностями управленцев в динамичной карьере.
Одна из ключевых функций управленцев - найм новых сотрудников для развития бизнеса. Опрос показал неоднозначную ситуацию: 70 процентов респондентов как нанимают, так и увольняют людей. Причем с такими же профессиональными навыками, которые ценились и раньше. Как будто и нет никакого кризиса. И всего лишь 12 процентов компаний берут специалистов с новыми и расширенными навыками (удаленной работы, ИТ-обучения, ИТ-безопасности, и т.п). Что это – надежда на скорое возвращение старых добрых времен, отсутствие достойных кандидатов или неспособность сформулировать ясные требования и сформировать культуру инноваций в компании?
Мы попытались оценить степень готовности самих опрашиваемых к изменениям в бизнес-среде и задали респондентам вопрос о желании работать в удаленном режиме. Более 55 процентов менеджеров ответили категоричное «нет», ставя в приоритет ценность живого человеческого общения. Около 35 процентов выразили готовность работать удаленно. Оставшиеся респонденты – сомневаются и, скорее всего, выбрали бы для себя гибридный формат.
Вероятно, с течением времени количество людей, готовых работать дистанционно или в гибридном формате будет расти. И то, что раньше считалось нормой – работа в офисе 250 дней в году – очень быстро станет неактуальным.
Еще одна важная тема опроса – саморазвитие и психологическая реакция менеджеров на кризис. По результатам исследования, 75 процентов участников заявили, что с наступлением пандемии у них стало больше времени на самосовершенствование.
Казалось бы, вот и наступила та самая долгожданная эра, когда часы и дни, которые раньше проводились в дорожных пробках, перекурах и ожиданиях встреч, можно конвертировать в развитие новых личностных и профессиональных качеств для следующего карьерного рывка.
Тем более что участники опроса четко назвали индустрии, которые больше всего выиграли в сложившейся ситуации. Большинство управленцев отметило несколько лидеров, среди них: дистанционная торговля, ИТ-аналитика и безопасность, дистанционное образование, цифровые развлечения и медицина.
Мы поинтересовались, какие же новые деловые навыки для смены профессиональной ориентации смогли приобрести специалисты за время пандемии.
К большому удивлению оказалось, что лишь только 15 процентов менеджеров начали осваивать новую квалификацию. 60 процентов управленцев решили всего лишь дополнительно совершенствоваться в своей актуальной или смежных профессиях. Как правило, речь шла в основном о коммуникационных навыках удаленной командной и проектной работы. Оставшиеся респонденты никаких новых навыков за время ковид-кризиса не приобрели.
Несмотря на то, что декларируемого свободного времени у людей стало больше, не все смогли или просто не захотели воспользоваться им для повышения своей профессиональной мобильности. Здесь можно говорить об отсутствии рационального подхода к меняющимся условиям трудовой деятельности как одному из главных парадоксов карьеры в ковид-кризисе.
Важно понимать, что время застывших компетенций и прошлых заслуг ушло, пришло время новых позиций и функционала. Сейчас, как никогда, растет количество и качество онлайн образовательных курсов, что позволяет менеджерам быстро получить новые узкопрофессиональные навыки. Человеческое общение при обучении становится роскошью. И будущее – за гибридными формами получения знаний.
Подводя итоги нашего исследования, мы можем сформулировать некоторые рекомендации менеджерам по развитию карьеры.
/ 25.12.2020