В частном российском бизнесе роль генерального директора отличается от роли CEO в классическом западном бизнесе. Некоторые функции, рутинные для западного CEO, для российского ГД пока в диковинку, при этом местные директора, наоборот, тратят много времени на вопросы, для западного CEO, скорее всего, не приоритетные. На фоне ухудшающегося бизнес-ландшафта работа ГД в России и странах бывшего СССР требует серьезной подготовки.
На западе основная задача CEO – это разработка и реализация стратегии. Для российского же бизнеса полноценная стратегия это, скорее, экзотика, и даже если компания об этом задумывается, часто лидерство в этом проекте перехватывает собственник. Еще одна важная функция западного CEO – управление рисками, но это для российских управленцев вообще terra incognita. Большинство годовых бюджетов (а это главный инструмент планирования в компаниях, увы) верстается исходя из самого благоприятного прогноза внешней среды, все прочие сценарии акционеры считают «пораженческими».
Святослав Бирюлин, соавтор курса «Генеральный директор. UpGrade», член «АНД»
Отношения с собственниками, наоборот, относятся к области, отнимающей у российского ГД много времени и сил, гораздо больше, чем у его западных коллег. Баланс сил между акционерами и наемным ГД в большинстве компаний еще предстоит найти. Наиболее прогрессивные акционеры создают в компаниях советы директоров, как инструмент формализации отношений между различными управленческими органами. Там, где совет создан правильно, генеральный директор получает возможность, разработав и утвердив стратегию, спокойно сфокусироваться на операционной деятельности. Но порой совет превращается в «коллективного акционера» – если раньше у ГД был один «начальник», то теперь, с появлением совета, их становится несколько. И у каждого свой взгляд на стратегию развития, у каждого свои требования к отчетной документации, и так далее.
Автору этих строк волею судеб доводилось помогать акционерам с созданием в их компаниях функции наемного ГД. И всякий раз это был сложный и мучительный процесс. Основная проблема была не только в многократно описанном психологическом барьере для собственника – как можно передать то, что создавал сам годами, в чужие руки? Предприниматели часто просто не знали, как грамотно выстроить отношения с будущим наемным управляющим. Что ему поручить, а что оставить себе? Каким он должен быть? Как ставить ему задачи? Как оценивать его работу?
Антиризисный курс для генеральных директоров, которые хотят перезапустить себя и расставить стратегические приоритеты в работе, бизнесе и жизни
Когда мы вместе с Игорем Розановым придумывали курс «Генеральный директор UpGrade», мы видели его как учебную программу для наемных генеральных директоров. Но, после двух успешно проведенных потоков мы пришли к выводу, что она оказалась очень полезна для собственников. Ведь не только сам генеральный директор должен четко осознавать свою функцию, свои обязанности и свою роль. Его работодатель, акционер, должен иметь общее с ним понимание, иначе прочного, счастливого союза «акционер-ГД» не случится.
Для достижения максимального эффекта акционер и ГД должны «сесть за одну парту», их знания, взгляды и терминология должны быть максимально синхронизированы. Как бывший ГД со стажем почти 13 лет я знаю не понаслышке, сколько энергии и сил отнимают ненужные споры и конфликты, связанные с синхронизацией ожиданий между акционерами и директором.
Я не раз говорил и писал, что акционер – это не только функция, это профессия. Такая же, как независимый директор или генеральный директор. Суть этой профессии в построении в своей компании системы управления, которая отвечает ее размерам, рыночным задачам, отраслевым особенностям и т.д. И встраивании в эту систему профессионального ГД, подобранного с учетом требований среды. Под словом «встраивание» понимается, в том числе, понимание своей роли – того, что акционер делать должен, и того, чего не должен ни в коем случае. Понимание психологии наемного сотрудника (большинство акционеров по найму никогда не работали), знание законов постановки задач, мотивации амбициозных и самодостаточных людей (а каким же еще должен быть ГД?).
Мне кажется, наш курс «Генеральный директор UpGrade» может помочь в этом и генеральным директорам, и акционерам. Очередной поток курса стартует 15 октября, и мы приглашаем на курс:
Святослав Бирюлин
соавтор курса «Генеральный директор. UpGrade», член «АНД»
Антиризисный курс для генеральных директоров, которые хотят перезапустить себя и расставить стратегические приоритеты в работе, бизнесе и жизни
/ 16.09.2020