На программу «Независимый директор» приходят очень яркие люди с разным бэкграундом, карьерной траекторией и задачами.

Весной 2020 Поток #19 был переведен на онлайн-платформу. Это стало для Академии АНД и участников пилотного онлайн-потока определенным вызовом. С Алексеем Братановским, выпускником программы, планирующим войти в составы нескольких СД, мы обсудили – легко ли пройти отбор на роль независимого директора в это турбулентное время и что стало отправной точкой для новой карьеры.

Алексей Братановский, выпускник программы «Независимый директор»

Алексей Братановский, выпускник программы «Независимый директор»

Алексей, расскажите, как складывался ваш профессиональный путь? Какое ключевое событие повлияло на то, что вы приняли решение стать независимым директором?

Основная моя цель в жизни – это развитие и это отразилось на всей моей карьере и вообще жизненном пути.

В 1999 году я устроился на свою первую работу в карточный центр банка, это был один из первых иностранных банков в России – Bank Austria Creditanstalt (теперь это Unicredit) - я еще учился и параллельно начал работать. Затем дальше захотелось нового опыта и новых тем, и я перешел в Citibank, где занимался рисками в розничном бизнесе.

Следующим этапом для меня стал консалтинг, я перешел в EY. Моя деятельность была сфокусирована на рисках и за 5 лет работы в этой компании я стал руководить практикой по управлению банковскими рисками.

Ну, а что такое риски? Риски – это то, что будет, если банк не сможет достичь поставленных целей, эффективно управлять своей деятельностью, грамотно сформулировать и реализовать свою стратегию. Но стратегия все же первична – какой она будет, как добиться успеха на рынке и создать ценность для клиента? И…я пошёл в стратегию - так в моей карьере появились сначала PWC, потом BCG, где я занимался всем, что связано с банковской стратегией, работая с крупнейшими игроками на рынке в России и странах СНГ. Это все было действительно интересно, и я посвятил этой работе следующие восемь лет своего карьерного развития, но при этом в последнее время все чаще появлялись мысли, а что же дальше, какой вызов будет дальше?

Передо мной возник вопрос – как весь опыт уложить в одну цепочку. И если до этого я прочертил карьерный путь на 20 лет, то дальше я не знал, что делать.

Можно было пойти в банк, но в банке я уже был на разных должностях и с головой погружался в операционную работу, можно было остаться в консалтинге, но уже проработав в нескольких компаниях хотелось чего-то нового, какого-то качественного изменения. Я стал перебирать варианты.

В итоге родилась мысль поработать в банке, но не просто в рамках текущей деятельности по одному направлению, а применяя все накопленные знания по разным областям. Таким образом, я пришел к выводу, что могу попробовать работать в совете директоров или занимать роль эдвайзера в банке.

Была ли какая-то ролевая модель для вас? Человек, который уже прошел этот путь? На что вы опирались, когда принимали решение выбрать эту траекторию?

Так получилось, что в конце прошлого года я встретился в Москве на завтраке со своим бывшим начальником с предыдущего места работы, который одновременно являлся для меня наставником по жизни. Он говорит, что сам после нескольких десятков лет работы в консалтинге решил сменить траекторию и посвятить себя дальнейшему развитию и, в том числе, работе в совете директоров. Я потрясен, что наши устремления совпали

Консультант vs независимый директор, член совета директоров, в чем разница для вас?

Консультант - умный, структурированный, опытный профессионал, он много знает и выдает много информации компании. Но, когда ты находишься в совете директоров, у тебя есть ответственность за то, чтобы обеспечить и поддержать реализацию всех тех идей, которые компания вместе с консультантами придумали.

Не все передовые практики могут быть реализованы в этой компании в силу миллиона причин: что-то не работает, кто-то не умеет, нет ресурсов, времени, ИТ-платформы и много чего еще, а может вообще в данном случае это делать не надо. И вот тут очень важно правильно спланировать работу внутри и приоритизировать ее со стороны совета директоров. Тут развивается совершенно новая компетенция, по-английски это называется – enablement – обеспечить компании возможность построить и эффективно реализовать свою стратегию.

Основная компетенция, которую я развиваю в совете, это понимание, каким образом из множества разных идей сделать что-то единое и реализуемое и поддержать это развитие в дальнейшем.

А как можно назвать эту компетенцию, то, что отличает консультанта от независимого директора?

Самое важное, это сохраняя критический взгляд со стороны, взять на себя ответственность за долгосрочные результаты компании.

Вы прошли программу «Независимый директор», почему вы пошли именно на неё, из чего выбирали?

Для меня очень важно было понять практические аспекты работы совета директоров.

Я предполагал, чем занимается независимый директор и совет директоров в целом, но если я выйду завтра туда, то что конкретно я буду делать?

Т.е. я хотел узнать какие практические вещи там будут: как мы взаимодействуем внутри совета, с менеджментом, как принимаются решения, как оцениваются последствия принятых решений. При этом мне, для того чтобы стать членом совета директоров нужно было сдать экзамены и/или пройти собеседования с местными регуляторами в странах регистрации банков, где я планировал работать. Эти процедуры планировались в апреле и в мае этого года, тоже, кстати удаленно, поэтому я выбрал программу «Независимый директор», в том числе с точки зрения времени, и не жалею об этом. В результате все прошло хорошо и при этом темы программы мне очень пригодились.

О том как перейти на стратегический уровень управления бизнесом:
с позиции топ-менеджера – в совет директоров на программе профессиональной трансформации «Независимый директор»

Как выглядит ассесмент и отбор в банки за рубежом? Как вас туда пригласили? Через что пришлось пройти?

Тут есть несколько сторон-участников. Во-первых, Вас должен позвать сам банк, обычно это акционер или представитель акционеров, а во-вторых, – Вы должны получить согласование на эту должность со стороны регулятора. Поэтому помимо поддержки акционеров необходимо хорошо изучить законодательство страны, принципы корпоративного управления, нормативные акты и практики. Сам процесс зависит от страны и представляет собой собеседование с комиссией по Вашему опыту, трендам развития банковского рынка, видению развития банка и т.д., которое дополняется экзаменом по знанию местного законодательства и практик корпоративного управления.

Какие аспекты программы повлияли на то, что ваше профессиональное мышление как-то изменилось?

Мне больше всего понравилась практическая часть. Я открыл многое для себя, посмотрел на себя со стороны, оказался одним из самых экспрессивных на программе (оказывается!) в рамках практических вещей, но это тоже для меня определенный знак, т.е. каким образом ты видишь, как ведешь заседания и управляешь советом.

Какой из спикеров оказал большее влияние?

Больше всего мне понравился Игорь Розанов, он как-то запомнился с самого начала, и потом с точки зрения структурированности я увидел в нем частично себя, что позволило рассматривать его как ролевую модель уже в рамках работы в совете.

Также мне понравилось много практиков, которые были приглашены в качестве гостевых спикеров, например Василий Сидоров из «Аэрофлота».

Безусловно, финансы и Александр Чмель – особенно запомнилась его подача материала - с юмором и легкостью, особенно учитывая, что это далеко не простая и не самая веселая тема.

Ваша группа попала в турбулентный период, в пандемию, как это отразилось на обучении?

Сначала я был против онлайна, потому что для меня очень важно общение как формальное, так и неформальное, познакомиться и живьем посмотреть, как люди будут вести себя в совете. Но выхода не было и вторую часть теории мы прошли в онлайне, да, немного не хватало именно неформального общения, но темы программы мы покрыли.

А потом мы перешли к практике и я вообще ни разу не пожалел, что пошел на онлайн-программу. Было очень активно, интересно и вовлеченно.

Мне показалось, что на практике мы были даже более сплочены и сосредоточены, потому что мы там не отвлекались лишний раз на кофе и были все на пределе, полностью в заседании и предмете обсуждения, это сильно меня подтолкнуло.

Что бы вы пожелали тем, кто становится на этот путь, собирается работать в советах директоров?

Как в любом начинании - главное не бояться, если решил идти, то надо попробовать.

Если у вас есть достаточно широкий менеджерский и экспертный бэкграунд и потребность выйти на следующий уровень, то это очень хороший следующий шаг.

Я советую делать это с каким-то помощником, потому что ты идешь во что-то новое, интересное и ответственное, надо посмотреть на других людей рядом в этой области, это важно. Погружение в эту атмосферу и обмен опытом может подтолкнуть тебя к нужному решению.

Про ваше альтер эго. Внезапно появилось увлечение театром, откуда и почему оно возникло? Какие навыки в театральной деятельности помогают вам в жизни и профессии?

Само увлечение появилось давно – помню, как ходил на первые актерские пробы еще в детстве, но потом все времени не хватало и находились новые приоритеты. Но внутри меня это осталось, и я попробовал я играть в театре, работая в BCG, где-то три года назад , мне очень понравилось, у меня было такое чувство, что я как будто заново родился. По ощущениям это было похоже на влюбленность, очень яркие и сильные переживания. Очень странное чувство, но очень счастливое и это то, что я однажды встретив совсем не хочется отпускать. Ведь это еще и очень полезно для жизни в целом, да и для бизнеса тоже.

Самое странное, что игра в театре очень похожа на работу совета директоров. Да-да, не удивляйтесь! Все дело в осознанности, в совете директоров ты смотришь на компанию со стороны – ты не участвуешь в основном процессе операционного управления и деятельности компании и именно это помогает тебе объективно посмотреть на нее и увидеть новые возможности. И тоже самое с актером, чтобы ему перевоплотиться и кого-то сыграть, ему нужно войти в “точку ноль” и посмотреть на ситуацию немного со стороны – и вот ты уже персонаж со своими целями и задачами, оставаясь при этом актером, которые тоже смотрит на это все со стороны и тем более органично входит в роль и играет пьесу.

Я начал с того, что надо в принципе быть осознанным, причем как в бизнесе, так и в жизни. Нужно смотреть на себя, что ты хочешь делать и что ты делаешь. И именно такие шаги помогают тебе выйти за рамки ситуации и найти новое нестандартное решение, которое зачастую будучи в самом процессе выполнения действия, тебе недоступно.

На самом деле, возможности для осознанности и взгляда со стороны есть во многом, не только в театре. Например, я очень люблю путешествовать, а ведь именно там помимо новых стран, городов, культуры, людей и т.д. мы тоже выходим из собственного “я” , из собственной рутины и имеем шанс посмотреть на себя по-новому и прожить себя в путешествии по-другому, в новом ритме, что, несомненно, также расширяет наш кругозор и взгляд на мир и часто меняет человека.

С Алексеем Братановским беседовала Анастасия Кудрявцева, АНД

О том как перейти на стратегический уровень управления бизнесом:
с позиции топ-менеджера – в совет директоров на программе профессиональной трансформации «Независимый директор»

На программе вы:

  • Узнаете, как топ-менеджеру начать карьеру в совете директоров
  • Получите профессиональные компетенции и вектор развития карьеры за пределами своей компании
  • Пройдете серьезную подготовку и разберете все аспекты работы советов директоров и независимого директора
  • Усилите профессиональный нетворк с директорами-единомышленниками

/ 27.08.2020

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и мессенджерах
чтобы получать полезные материалы и свежие новости про корпоративное управление

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров