В Великобритании сложилась уникальная практика. Отсутствие мажоритариев в большинстве английских компаний сделало систему корпоративного управления зрелой, а работу советов директоров отлаженной. С другой стороны, корпоративную жизнь Англии раз за разом сотрясают скандалы. И надо отдать должное англичанам – они делают из них правильные выводы. Например, присвоил в конце 80-х годов магнат Роберт Максвелл пенсионные накопления своих сотрудников, перепутал частную и публичную деятельность. В ответ появился Кодекс Кэдбери: первый кодекс корпоративного управления. Разорил трейдер Ник Лисон Банк братьев Бэринг – в компаниях стали появляться системы внутреннего контроля.
Сегодня в корпоративной Англии тоже неспокойно. Все скандалы связаны с плохим управлением. Так, корпорация Tesco завысила прогноз по прибыли, накопила огромный долг, просмотрела изменения в своей отрасли – в результате покупатели и инвесторы от нее отвернулись. Мошенничество и коррупция в фармацевтическом гиганте GlaxoSmithKlain – в результате новый менеджмент компании тратит огромные усилия, чтобы вернуть доверие клиентов. Наконец, ритэйлер BHS: некогда лидер сегодня оказался банкротом. причина та же – отвратительное управление; тысячи людей остались без работы или с урезанными пенсиями, а СЕО компании и ее главный акционер – по – прежнему один из богатейших людей Великобритании и носит титул «сэр» к вящему возмущению британской общественности.
Вопросы обострены до предела – как наладить надежный контроль за менеджментом, обеспечить учет интересов клиентов, сотрудников, покупателей и создать основу для долгосрочного роста бизнеса?
На эти вопросы в Великобритании призван отвечать Институт директоров (IoD). Организация основана в 1903 году, действует под Королевской хартией и объединяет цвет английского бизнеса – более 35 тыс. директоров. Во многом благодаря деятельности IoD все эти корпоративные скандалы получили широкий резонанс, были замечены, в том числе и на Даунинг – стрит, и сделаны нужные выводы.
Один из выводов касается деятельности членов советов директоров. Раньше считалось, что директорам в общем – то кроме отраслевого опыта и статуса ничего не надо для своей работы. Англичане же подчеркнули, что для выполнения обязанностей директорам нужны четкие профессиональные компетенции.
В прошлом году Институт директоров Великобритании опубликовал Профессиональный стандарт директора – Director Competency Framework. Были определены 4 главных направления знаний, в обязательном порядке необходимых директору – корпоративное управление, стратегическое планирование, финансы, корпоративная культура. При этом знания в этих сферах еще не гарантируют директору эффективной работы. Нужно обладать определенными навыками:
На основе требований, предъявляемых сегодня к директорам, IoD проводит программу международной квалификации членов советов директоров IoD Сhartered director. На ней директор может последовательно получить нужные знания, выработать новые навыки и результате полноценно овладеть профессиональной компетенцией для работы в советах директоров. Именно директорам с сертификатом IoD доверяют управление своими компаниями инвесторы и акционеры.
Источник: http://fd.ru/articles/158500-upravleniya-kompaniyami-v-velikobritanii-sqb-17-m3
/ 10.03.2017