Российская экономика пытается выйти на траекторию роста. Новыми импульсами для развития могут стать не только новые технологии, инвестиции и увеличение производительности труда, но и повышение качества управления бизнесом.
В акционерных обществах законодательство определяет форму стратегического управления и контроля – это совет директоров. При этом, если собственник не планирует, например, выходить на биржу или привлекать финансового инвестора, он редко по собственной воле создаёт профессиональный совет директоров и приглашает в него независимых членов. Дело в том, что формат совета директоров жестко зарегулирован. У совета есть четкие процедуры формирования, он должен собираться определенное количество раз в год, рассматривать целый ряд протокольных вопросов. Часто, вместо обсуждения и дискуссий, заседания советов сводятся к простому голосованию по решениям, известным заранее. По своей сути совет директоров – способ контроля над бизнесом, в ситуации, когда акционеров много, а если акционер один, то и нужды в совете директоров, как правило, у него не возникает.
Но в бизнесе важно слышать не только себя, но и других. Быть современным и открытым. Не только контролировать, но и находиться в постоянном поиске новых идей и возможностей для развития. За рубежом сегодня в качестве дополнения к советам директоров появляются консультативные советы – площадки для дискуссии и обмена опытом. Такие советы функционируют во многих средних непубличных зарубежных компаниях, и проводимые исследования показывают: такие компании растут в два-три раза быстрее рынка. Важно отметить, что консультативный совет при этом не обладает де-факто полномочиями по управлению компанией и не является альтернативой советам директоров.
Что же такое консультативный совет? Это группа профессиональных директоров, собранная собственником с целью обмена опытом и выработки решений, для которых требуется всесторонне обсуждение. Группу формирует собственник, по одному единственному критерию – своему пониманию, какие компетенции ему нужны в бизнесе в настоящий момент. Это может быть опыт в области продаж, финансов, HR и т.д.
Формат работы консультативных советов – заседания. И они могут проводиться столько раз, сколько необходимо. Жесткая повестка, как правило, не сформулирована заранее, но сам ход дискуссии формирует список вопросов, требующих насущных ответов. Разговор на заседании может уйти в разные стороны, но всегда будет являться ответом на вызовы текущего момента: например, заключение важной сделки, изменение структуры компании, схема вознаграждения менеджмента и т.д. Ключевое отличие от классического совета директоров в том, что конечные решения в консультативном совете всегда остаются за собственником.
Для какого бизнеса создание консультативного совета – правильный шаг? Прежде всего, для средних компаний, в которых один или два собственника. Консультативные советы встречаются и в крупном бизнесе, но, опять же, если есть мажоритарный акционер с контрольным пакетом.
Недавно к нам в Ассоциацию независимых директоров обратился российский предприниматель. Блестящий управленец, создавший свою компанию с нуля. Он решил отойти от решения операционных задач и сосредоточиться на стратегии. При этом этом его целью было развить и диверсифицировать бизнес. Мы предложили ему создать консультативный совет.
В него вошли 4 профессиональных директора с различными компетенциями и бэкграундом. На регулярных заседаниях каждый из них делится своим видением, опытом, информацией, высказывает суждения по текущим вопросам, и это – то, что нужно собственнику. Итоговое решение он всегда делает сам, отталкиваясь от суммы мнений, которые он слышит.
За два года работы его компания, как и многие другие, столкнулась с объективными вызовами. Необходимо было мгновенно переориентировать бизнес, совершить стратегический поворот. И это удалось сделать, в том числе благодаря работе консультативного совета. Так что для консультативного совета в полной мере подходит девиз «хорошие времена – хорошо, а трудные – еще лучше».
Сегодня, если даже в компании отлажены системы продаж, производства, управленческие процессы, для собственников и генеральных директоров важно живое и неформатное общение с компетентными и профессиональными людьми. Для российской бизнес-ментальности, с ее нелюбовью к излишней формальности, консультативный совет – очевидный перспективный инструмент развития бизнеса. Он позволяет взглянуть на текущие задачи под другим углом и найти новые точки роста.
Игорь Розанов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров
/ 17.10.2016