Вопрос (анонимный участник)

Основатели Модульбанка в прошлом году решили расстаться со своим партнером - Артемом Аветисяном, известным по истории с фондом Baring Vostok. Договорились выйти из бизнеса, передали акции и заключили соглашение, однако, денег не получили и подали на днях в суд на сумму около 400 млн рублей. Как думаете, как можно конструктивно разрешить подобный конфликт, когда одна сторона не хочет исполнять свои обязательства?

Комментарий Александра Абрамкина

Если другая сторона уклоняется от переговов и не признает конфликт интересов, демонстрируя свою позицию единственно-правильной. Что вы можете порекомендовать?

Ответ Анны Морозовой

Вопросы схожи – как быть, если одна сторона не признает наличие конфликта и не собирается договариваться?

Зависит от ситуации. Есть разные стратегии реагирования на конфликт:

  • прямо и активно включиться,
  • стремиться повлиять на конфликт косвенно
  • уклониться от него

И не всегда у обеих сторон стратегия поведения аналогична. Давайте разберем, что делать, если вы готовы решать возникшую ситуацию, а сторона уклоняется.

Конструктивное разрешение конфликта возможно, когда обе стороны настроены искать решение. Медиация не подменяет собой судебную систему, а является ее важным партнером, самостоятельным институтом, который позволяет бизнесу избавиться от лишних усилий и денежных затрат и ускорить разрешение конфликта. Но медиация работает только тогда, когда обе стороны заинтересованы и готовы договариваться. Если одна из сторон уклоняется от выполнения своих обязательств, а вторая уверена в своей правоте, один из выходов – использование инструментов судебной системы является. Её ресурсы помогут взыскать то, что полагается по закону. Это тоже конструктивное решение.

Часто бывает, что, только показав свою готовность идти до конца и использовать все законные средства, сторона спора дает четкое послание о серьезности своих намерений. И на это послание другая сторона реагирует согласием искать досудебное решение.

Помимо медиации есть возможность воспользоваться услугами представителя или переговорщика. Заранее разработать стратегию, сформулировать послание, продумать, в чем может быть живой интерес уклоняющейся стороны – и начать общаться через посредника. Грамотный медиатор с такой задачей тоже может справиться.


 

Вопрос (Дарья)

Анна, подскажите, какими манипулятивными техниками вы рекомендуете пользоваться и какими не рекомендуете в переговорах по урегулированию конфликтных ситуаций. Есть ли различия в ответе на этот вопрос - для кризисных и спокойных периодов?

Ответ Анны Морозовой

Дарья, отвечая на Ваш вопрос, важно решить, что мы понимаем под манипуляцией. Я бы предложила заменить слово «манипуляция» на «стратегии урегулирования конфликта». Создание правильной атмосферы и выбор правильного момента, использование техник убеждения, которые усиливают доверие сторон друг к другу, выверенный объем поданной информации, эффективная риторика, укрепляющая вашу позицию - эффективны. Обман, намеренное искажение информации, эмоциональный шантаж – точно нет.

На сегодняшний день переговорщики довольно опытны и распознают манипуляцию «на раз».

Некоторыми приемами манипуляции часто пользуются от слабости и неспособности сформировать более взрослую и корректную стратегию отстаивания своих интересов. Эскалация конфликта часто происходит именно из-за того, что одна из сторон или обе прибегли к манипулятивным техникам в попытке повлиять друг на друга. И вернуть доверие после такого события за столом переговоров уже будет непросто.

Задача медиатора – помочь сторонам договориться наиболее конструктивным и экологичным образом, без использования манипуляций и эмоционального шантажа. Лучший результат работы с медиатором – это возможность сохранить отношения после спора.


 

Вопрос (Марат)

Анна, могут ли консалтинговые компании быть заинтересованными в продолжении конфликта, так как будут продолжать консультровать клиентов и получать вознаграждения. И как тут отличить добросовестную консультирующую компанию от недобросовестной?

Ответ Анны Морозовой

Марат, как мы уже ответили в прямом эфире – перед заключением контракта важно собрать информацию о качестве предоставления консалтинговых услуг. Для консультанта самое ценное – это его репутация. Та модель поведения, которую Вы описываете, работает против самого консультанта и его репутации, становится быстро очевидна. Кроме того, важно помнить, что клиент в любой момент имеет право отказаться от таких услуг, чем защитит себя от недобросовестного влияния. И как только у вас возникли опасения, что консультант манипулирует и способствует эскалации конфликта, открыто обсудите с ним свои мысли, расскажите, что бы вы хотели от сотрудничества. И еслиситуация после этого не изменится, откажитесь от такой «помощи».


 

Вопрос (Оксана Трифонова)

Есть ли опыт разрешения коммерческих споров? Можно конкретные примеры?как можно повысить доверие участников к институту медиации в РФ? Что уже делается?

Ответ Анны Морозовой

Сфера фокуса медиаторов АНД – бизнес и коммерция. Все наши медиаторы обладают богатым опытом работы в бизнесе на руководящих должностях, поэтому сфера коммерческих споров – это родная стихия и основной фокус. Наша задача в АНД - создать среду, где медиация служит интересам бизнеса наших клиентов и базируется на ключевых ценностях – независимости, непредвзятости и конфиденциальности. И мы бережем свою репутацию.

Миссия Комитета по урегулированию споров и медиации - развитие и продвижение лучших российских и международных практик бизнес-медиации, повышение эффективности ведения переговоров и урегулирования коммерческих споров.

И я надеюсь, что работа всех членов комитета – и есть важный вклад в развитие и повышение доверия к институту медиации в РФ.


 

Вопрос (Соломон Ирон-Кац)

В текущей ситуации более разрушительные внутри корпоративные конфликты либо конфликты с окружающей бизнес средой?

Ответ Анна Морозовой

Не так важно, какой конфликт возник – важно то, как вы его решаете. Как я уже говорила – конфликт – это серьезный сигнал о том, что что-то работает плохо и должно быть исправлено. Не нужно бояться внутрикорпоративных конфликтов, нужно уметь их быстро и конструктивно урегулировать. Если нет своих ресурсов, вовремя обратиться за помощью. Самое страшное – это затянувшийся тлеющий конфликт, выматывающий управленцев и высасывающий силы из организации.


 

Вопрос (Анонимный участник)

в какой момент сотрудники должны вернуться из удаленки в офис? что работодатель должен сделать, чтобы предупредить сотрудников об этом? как сотрудники могут узнать, что они должны приехать в офис, а не сидеть удаленно? может ли работодатель уволить сотрудника, если он работает на удаленке, и не вернулся в офис, когда закончился карантин?

Ответ Анны Берлиной

Ответ на этот вопрос зависит от того, как был оформлен переход на удаленку и на какой срок. Два самых популярных решения – дополнительное соглашение о переходе на удаленную работу или приказ об удаленной работе. Как правило, в этих документах оговаривался срок такой работы – до конкретной даты (например, до 30 апреля) или до окончания мероприятий, ограничивающих деятельность компании и передвижения работника. Допустим, ограничительные меры не продлевают после 11 мая, в этом случае условие об удаленке автоматически прекращает свое действие и работники обязаны явиться в офис 12 мая. Чтобы ни у кого из работников не было сомнений, рекомендуем разослать им е-мейл с информацией о дате выхода в офис. Если условие об удаленной работе уже прекратило свое действие, а работник не является в офис без уважительных причин, то работодатель вправе квалифицировать эту неявку как прогул и уволить.

Если ваша ситуация не вписывается в обозначенные выше рамки (например, дополнительное соглашение не содержит указания на срок или если удаленная работа никак не оформлялась), мы будем рады обсудить и ответить на вопросы в индивидуальном порядке.


 

Вопрос (Михаил Кондырев)

Как вы считаете, имеет смысл начинать урегулирование конфликтов сейчас в карантин, онлайн, не допуская медленного тления? Или всё-таки ждём возможности личного контакта, что все-таки повысит вероятность мировой?...

Ответ Анны Морозовой

Есть ряд конфликтов, которые нужно решать здесь и сейчас, иначе организация может не дожить до возможности урегулировать их в ходе оффлайн встречи после окончания кризиса. Сегодня онлайн технологии предлагают много решений для эффективной работы. Если у вас нет опыта их использования, можете обратиться к нам на горячую линию (такая опция есть на сайте АНД в разделе Комитета по медиации) и получить список таких решений с комментариями, как они используются в медиативной практике. Как я уже говорила, затянувшийся нерешаемый конфликт – это бесполезная трата ресурсов и сил. Иногда компромисс, пусть даже временный, и возможность двигаться вперед могут принести больше пользы, чем надежды на более выгодное разрешение конфликта в будущем.


 

Вопрос (Н. Курбанилиева)

Не кажется ли вам что затянувшийся карантин и внутренний настрой с увеличением работы снижают перспективу успешного разрешения конфликта?

Ответ Анны Морозовой

На нашу способность урегулировать конфликт влияют разные обстоятельства, в том числе эмоциональное состояние, усталость, затянувшийся стресс. Именно поэтому часто рекомендуется воспользоваться помощью внешних консультантов. Они видят ситуацию иначе, помогут снять шоры, поддержат и помогут настроиться на конструктив.

С другой стороны, в ситуациях кризиса часто люди бывают более прагматичны и расчетливы, понимают и быстрее принимают решения. И это работает на пользу быстрому разрешению конфликтов и повышению способности договариваться.

 

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Консультации сертифицированных бизнес-медиаторов – выпускников CEDR

Сейчас в бизнесе сложное время: отменяются договоренности, рушится инфраструктура, возникают споры с партнерами и сотрудниками, команды буксуют и снижают свою эффективность при переходе на удаленку. Все это приводит к высоким человеческим рискам, финансовым потерям и усиливает и без того мощное давление на бизнес. В этой ситуации критически важно получить дополнительный ресурс помощи!

Эксперты-волонтеры Комитета в режиме индивидуальных звонков-консультаций готовы Вас поддержать! Все выпускники – опытные профессионалы, обладающие широким спектром бизнес-экспертиз, усиленных навыками медиации и разрешения споров и конфликтов.

Звоните, мы будем вместе рассматривать Ваши ситуации, искать лучшие решения, готовить Вас к непростым переговорам, делиться экспертизой разрешения споров и поддерживать Вас в процессе урегулирования сложных отношений в команде и с партнерами по бизнесу!

Звонки КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫ – все, что Вы сочтете нужным обсудить с нашими экспертами, не подлежит разглашению и обсуждению за пределами звонка.

Оставьте заявку на консультацию, и мы свяжемся с Вами!

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Специальные сервисы
для директора и совета директоров