«Финансирование в условиях нестабильности».

Онлайн программа АНД «Открытый Совет директоров: Антикризисная повестка» создана как канал оперативного обмена информацией, поиска оптимальных решений в условиях неопределённости и выработки рекомендаций для директоров и собственников бизнеса в условиях кризиса.

Миссия программы – предоставление российскому бизнесу экспертизы и опыта ведущих профессиональных директоров, собственников и экспертов.

Первое заседание «Открытого Совета директоров» состоялось 2 апреля 2020 года:

Тема: «Финансирование в условиях нестабильности».

 

Вопросы:

  • Реакция банковского сектора и финансовых рынков на «новую реальность»

  • Готовность финансового сектора к вызовам в экономике, какие изменения ждут финансовую индустрию

  • Внешние источники финансирования бизнеса в текущих условиях кризиса

  • Как меняются условия работы банков с текущими и новыми клиентами. Новые решения появляются в финансовом секторе для поддержки бизнеса

  • Как выстраивать отношения бизнеса с финансовым рынком в новых условиях

  • Форс-мажор и реструктуризация кредитного портфеля

 

Председатель: Виталий Подольский, Председатель советов директоров ведущих международных публичных и частных компаний, Партнер международного инвестиционного фонда Chesterfield Fund.Дипломированный директор (Dip. IoD)

 

Участники заседания:

  • Валерий Лукин. Опыт работы в 30+ советах директоров (Группа ЧТПЗ, корпорация Русские машины, ОАО «ГАЗ», КБ Камов, Альфа-Лизинг и др.) Участник программы IoD Chartered Director

  • Татьяна Жаркова. Генеральный директор Ассоциации ФинТех, Председатель Экспертного Совета участников финансового рынка, 10+ лет опыта руководства в ведущих российских банках.Участник программы IoD Chartered Director

  • Дмитрий Мильштейн. Старший Вице-президент «Мегафон Групп», Советник Генерального директора «Магнит», член СД ряда частных компаний.

  • Максим Першин. Член совета директоров Авиакомпании «S7». Ранее - член Правления ОАО Альфа-Банк, Член совета директоров СД Альфа Лизинг, АльфаСтрахование.

 

Оценка текущей ситуации:

В отношении перспектив банковской системы в целом был выражен осторожный оптимизм. Банковский сектор вошел в кризис с достаточно высокими показателями капитала и ликвидности, опирается на полную поддержку ЦБ и с опытом кризиса 2014-2015 годов. Однако эта устойчивость не означает, по словам одного из спикеров, что «банки смогут оказать серьезному поддержку реальному сектору». Во главу угла будет банками поставлена стратегия самосохранения.

Банки уже почувствовали «давление на капитал» и начинают пересматривать кредитные лимиты, а также общую политику кредитования. Гораздо жестче будет проходить селекция заемщиков, в том числе, по отраслевому принципу.

В условиях широкой полосы неопределенности банки перешли на краткосрочное планирование - в пределах двух-трех месяцев. В такой ситуации они будут сосредоточены в первую очередь на работе с текущими заемщиками, а не на росте новой клиентской базы.

Крупные, системообразующие компании стали обращаться за поддержкой к значительно более широкому кругу банков, чем это было до кризиса; иными словами, снизился уровень корпоративного снобизма. Эти компании, как более устойчивые и предсказуемые участники рынка, окажутся в в более привилегированном положении, чем остальной бизнес.

При рассмотрении предложений о смягчении кредитных соглашений банки окажутся в сложной развилке между попыткой понять трудности своих заемщиков и, с другой стороны, поиском собственной стабильности, включая защиту интересов своих вкладчиков и акционеров. Степень компромисса и гибкость позиций будут определяться особенностью корпоративной культуры каждого банка и состоянием заемщика.

 

Рекомендации:

Вышеуказанные обстоятельства требуют пересмотра взаимодействиях с банковским сектором:

Первое. Играть на опережение. «Можно ожидать, что через месяц состояние клиентов будет близко к истерике», - говорит один из спикеров. В такой ситуации банки еще больше осознают зыбкость их ситуации и будут существенно менять политику. Будет правильно начать диалог с своими банками прямо сейчас - не дожидаясь этого момента. Может быть, вас еще услышат – «кто первым встал, того и тапочки».

Второе. Внимательно отнестись к появлению новых финансовых продуктов, связанных с поддержкой бизнеса со стороны государства. Они могут сыграть положительную роль в стабилизации бизнеса. Практика использования этих инструментов еще не обкатана. Вместе с тем, вокруг них нет ещё ажиотажа. Поэтому можно спокойно встраиваться в очередь.

Третье. Выстроить правильную переговорную позицию в отношении менеджмента банков. Не вполне правильно вести переговоры с позиции «просителя», уходить в «плач Ярославны». Такая позиция может показаться избыточно слабой и подверженной рискам. Более правильная ролевая модель - партнера банка. Она предполагает диалог, честность (повышенный оптимизм вызовет подозрения) и совместное взвешивание рисков.

При таком подходе бизнес показывает, что хорошо понимает ситуацию своего банка; но за этим понимание следует приглашение к диалогу: будет ли банку лучше, если предприятие окажется в ситуации банкротства?

Четвертое. Спикеры рекомендуют повысить статус переговорщика со стороны бизнеса. Им может быть владелец компании, Председатель Совета директоров или специально уполномоченная фигура (не операционный менеджер).

Пятое. Сделать домашнюю работу по подготовке предложения. Должен быть подготовлен выверенный сценарный подход для переговоров, позиции и контр-позиции осмыслены до начала переговоров.

Шестое. Следить за условиями кредитования в различных регионах. Опыт прошлых кризисов показывает, что политика головного офиса банка в Москве и политика его региональных подразделений, обладающих собственными лимитами, могут существенно различаться. Регионы могут оказаться немного «щедрее» и гибче, чем корпоративный центр.

Наконец, финальный пункт, который кажется очевидным, но который, возможно, сложнее всего реализовать. Банк должен видеть, что предприниматель делает все возможное для спасения бизнеса и повышения его эффективности - вплоть до самых непопулярных мер в отношении своего персонала и менеджмента. Его идея фикс - спасти компанию. Решимость идти на жертвы ради сохранения бизнеса демонстрирует, что собственник готов бороться за будущее. И если он верит в себя, то гораздо больше вероятности, что банк также в него поверит.

 


Медиа партнеры Онлайн программы АНД:«Открытый Совет директоров: Антикризисная повестка»:

РБК Pro, Центр социального проектирования «Платформа»


 

Специальные сервисы
для директора и совета директоров