23 апреля 2020 г. Ассоциация профессиональных директоров (АНД), Mail.ru Group и Dentsu Aegis Network Russia провели открытое онлайн заседание совета директоров «Рекламные и маркетинговые стратегии на карантине и после» в рамках проекта АНД «ОТКРЫТЫЙ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОВЕСТКА».

Конференцию в прямом эфире в ZOOM, в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, а также на YouTube посмотрели более 60 тысяч уникальных пользователей, без учета времени просмотра – более 240 тысяч пользователей.

Фокусом встречи стала оценка динамики спроса на различные товары и услуги, ситуация на рекламном рынке и в e-commerce, эффективные маркетинговые стратегии для увеличения доли рынка и другое. Эксперты из Mail.ru Group, Dentsu Aegis Network Russia, Dixy Group, AB InBev Efes, МТС и AliExpress Россия поделились ключевыми трендами и рассказали о том, какие меры необходимо принимать в сложившихся условиях.

Запись заседания: https://youtu.be/iV_b9rO-gCk

В заседании приняли участие:

Председатели совета:

  • Элина Исагулова, Вице-президент по коммерции Mail.ru Group
  • Андрей Чернышов, Вице-президент Dentsu Aegis Network Russia, член совета директоров Dentsu Aegis Network Russia, выпускник программы IoD Chartered Director

Директора (участники дискуссии):

  • Дмитрий Сергеев, Генеральный директор AliExpress Россия
  • Алексей Клочков, Вице-президент по коммерции Dixy Grouр
  • Константин Тамиров, Директор по маркетингу AB InBev Efes
  • Вячеслав Николаев, Член Правления, Первый Вице-президент по клиентскому опыту и маркетингу МТС

Модератор:

  • Александр Иконников, Организатор проекта «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка», Сооснователь АНД

Вопросы повестки:

  • Как изменяется спрос и предложение на разные категории товаров и услуг
  • Как повысить эффективность маркетинговых и рекламных инвестиций в период неопределенности
  • Как изменить маркетинговую и рекламную стратегию на этапе выхода из карантина и кризиса для увеличения доли рынка

Основные тренды, отмеченные советом:

Реклама, digital, маркетинг

  • В апреле произошло снижение спроса по большинству товарных категорий и услуг, в связи с чем сократился и спрос на рекламу. Восстановление рекламного рынка в последующие месяцы будет связано со сроками самоизоляции и постепенным открытием бизнесов после карантина.
  • Реклама в интернете пострадала меньше всего, благодаря тому, что такая реклама обладает наибольшей точностью, а также благодаря резкому росту пользовательской активности в интернете.
  • Фокус рекламодателей в апреле сместился с имиджевых рекламных кампаний на performance кампании (все виды рекламы, прежде всего цифровой, которые позволяют наиболее точно находить спрос и показывать рекламу на текущий спрос. Например, контекстная реклама). Крупные рекламодатели продолжают реализовывать и имиджевые рекламные кампании, но цель таких кампаний смещается от получения быстрого эффекта в сторону долгосрочной поддержки бренда и повышения лояльности целевой аудитории.
  • В то время как спрос на ряд продуктов и услуг стагнирует, на ряд продуктов и услуг спрос растет. К области панического спроса относятся такие товарные категории как лекарства, средства гигиены, продукты питания. Растет спрос на сопутствующие здоровому образу жизни категории - медицинское страхование, здоровое питание, спортивные аксессуары, определенные виды бытовой техники (увлажнители, пылесосы). И, наконец, к категориям увеличивающего спроса, не связанным напрямую со здоровьем относятся такие категории товаров и услуг как eCommerce/доставки, еСервисы, особенно домашние развлечения – онлайн-кинотеатры, мобильные игры, электронные книги, digital audio, соц.сети и новости.
  • Маркетинговые и рекламные стратегии бизнесов могут быть разными, в зависимости от того, как ведет себя спрос на их продукты и услуги. Во время дискуссии участники обсудили различные варианты стратегий, которые они применяют, и которые могут применять другие бизнесы – краткосрочно и долгосрочно.

Телеком

  • Роуминг рухнул, но в целом телеком чувствует себя нормально, на нем начинают экономить в последнюю очередь. Повальным спросом пользуется домашний интернет.
  • Все следят за рекламными расходами. Важно перефокусироваться, а не сворачиваться.
  • Расходы на охватный digital сокращают, телевизионный охват сейчас растет, а на digital «no brainer» бюджеты выделяют, если эффект максимально измерим.
  • Крупные компании запускают имиджевый маркетинг, направленный на социальную ответственность.
  • Сейчас время новинок и trial period, но не время на этом монетизироваться.
  • Некоторые компании не собираются возвращаться в офис — это целый пласт новых услуг.
  • Не весь малый бизнес выживет, на освободившееся место будут приходить новые компании. Сервисов для малого бизнеса достаточно, но для микробизнеса не так много – их нужно создавать.
  • Сейчас важно вести себя достойно, не заставлять клиента вытаскивать последний рубль.
  • Премиальные бренды все равно растут

Алкогольная индустрия

  • Средний «градус» по рынку нормальный, основные категории растут.
  • Плохо себя чувствуют те, кто завязан на канал HoReCa - рестораны, бары и кафе. Под самым большим ударом крафтовые производители.
  • Продажи не падают. 50% алкоголя продается через HoReCa. В России доля HoReCa низкая, поэтому это не так сильно повлияло на ситуацию.
  • Тренд «другой алкоголь» - в рознице выросли продажи компонентов для коктейлей.
  • Тренд: социальная ответственность, а не хайп ради хайпа.

Продуктовый ритейл

  • Люди стали есть дома и больше покупать в магазинах у дома.
  • Еда - единственное развлечение кроме соцсетей и телевизора. Изменилась структура потребления, расширилось разнообразие корзины, люди экспериментируют с едой. Это золотой момент для запуска новинок и программ по стимулированию product trial.
  • В магазин ходят реже, но покупают больше. Для ритейла и производителей сейчас главное обеспечить доступность товара на полке.
  • Компании инвестируют в свой бренд и в покупателей через скидки, бонусы, программы лояльности.
  • Запускаются программы поддержки малого и среднего бизнеса - зелёный коридор для фермеров и небольших производителей, упростивший попадание на полку сетевых магазинов.

E-commerce

  • Наблюдается беспрецедентный рост потребления. Все, что связано с «сидим дома», медициной, едой, здоровьем. В моменте проигрывает одежда, мода. Основная стратегия - перформанс, хотя некоторые категории занимаются захватом доли рынка, а некоторые выжидают.
  • E-commerce становится основным каналом. В фокусе - поддержка партнеров, чтобы как можно больше компаний могли продавать через маркетплейс.
  • Растёт не только «entertainment», но и «shopitainment». Для генерации покупок стали популярны live streams.

Пять ключевых выводов и рекомендаций:

  1. При сокращении спроса и бюджетов логично смещать фокус в сторону более точных и измеримых медиа и рекламных инструментов - performance подход.
  2. Бренд по-прежнему важен и его необходимо поддерживать и в кризисные времена, но рекламную коммуникацию имеет смысл смещать в сторону освещения конкретных действий по поддержке собственных клиентов - как в B2B, так и в B2c.
  3. Поддержка клиентов и социальная ответственность важна для всех бизнесов. На подобных решениях и их коммуникации можно построить не только лояльность, но и нарастить базу.
  4. На выходе из кризиса мир будет меняться. Маркетологам необходимо будет разработать новые продукты и услуги, которые будут востребованы их клиентами.
  5. «Never waste a good crisis» (У. Черчилль). Задача бизнесов - выйти из кризиса с минимальными потерями краткосрочно и с увеличением доли рынка долгосрочно.

 

О проекте:

В апреле 2020 года Ассоциация независимых директоров запустила цикл онлайн трансляций в формате заседаний советов директоров с участием руководителей крупнейших российских компаний и экспертов «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка». В рамках девяти заседаний ведущие директора российских компаний обсудят самые актуальные вопросы, с которыми сталкивается бизнес в кризисное время: финансирование, управление человеческими ресурсами, корректировка долгосрочных планов развития, операционная эффективность и т.д. Трансляции доступны для всего российского бизнес-сообщества.

Справка об АНД:

Ассоциация независимых директоров – крупнейшая российская директорская организация, основанная в 2002 году в целях объединения профессионального сообщества директоров и топ-менеджеров, использующих лучшую практику корпоративного управления для устойчивого развития бизнеса и общества. Объединяет более 1000 предпринимателей, членов советов директоров и топ-менеджеров.

Официальный сайт: nand.ru

Официальный партнер заседания: Mail.ru Group

Контентный партнер заседания: Dentsu Aegis Network Russia

Официальный PR партнер: Redline PR

Интеллектуальный партнер: Медиапроект Сноб

Информационные партнеры: РБК Pro, Интерфакс, E-xecutive, Ведомости, Retail&Loyalty, Профиль, Экономика и жизнь, Franshiza.ru, BBI.EVENTS, ComNews.ru, Эксперт.

 

Специальные сервисы
для директора и совета директоров