23 апреля 2020 г. Ассоциация профессиональных директоров (АНД), Mail.ru Group и Dentsu Aegis Network Russia провели открытое онлайн заседание совета директоров «Рекламные и маркетинговые стратегии на карантине и после» в рамках проекта АНД «ОТКРЫТЫЙ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОВЕСТКА».
Конференцию в прямом эфире в ZOOM, в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, а также на YouTube посмотрели более 60 тысяч уникальных пользователей, без учета времени просмотра – более 240 тысяч пользователей.
Фокусом встречи стала оценка динамики спроса на различные товары и услуги, ситуация на рекламном рынке и в e-commerce, эффективные маркетинговые стратегии для увеличения доли рынка и другое. Эксперты из Mail.ru Group, Dentsu Aegis Network Russia, Dixy Group, AB InBev Efes, МТС и AliExpress Россия поделились ключевыми трендами и рассказали о том, какие меры необходимо принимать в сложившихся условиях.
Запись заседания: https://youtu.be/iV_b9rO-gCk
В заседании приняли участие:
Председатели совета:
- Элина Исагулова, Вице-президент по коммерции Mail.ru Group
- Андрей Чернышов, Вице-президент Dentsu Aegis Network Russia, член совета директоров Dentsu Aegis Network Russia, выпускник программы IoD Chartered Director
Директора (участники дискуссии):
- Дмитрий Сергеев, Генеральный директор AliExpress Россия
- Алексей Клочков, Вице-президент по коммерции Dixy Grouр
- Константин Тамиров, Директор по маркетингу AB InBev Efes
- Вячеслав Николаев, Член Правления, Первый Вице-президент по клиентскому опыту и маркетингу МТС
Модератор:
- Александр Иконников, Организатор проекта «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка», Сооснователь АНД
Вопросы повестки:
- Как изменяется спрос и предложение на разные категории товаров и услуг
- Как повысить эффективность маркетинговых и рекламных инвестиций в период неопределенности
- Как изменить маркетинговую и рекламную стратегию на этапе выхода из карантина и кризиса для увеличения доли рынка
Основные тренды, отмеченные советом:
Реклама, digital, маркетинг
- В апреле произошло снижение спроса по большинству товарных категорий и услуг, в связи с чем сократился и спрос на рекламу. Восстановление рекламного рынка в последующие месяцы будет связано со сроками самоизоляции и постепенным открытием бизнесов после карантина.
- Реклама в интернете пострадала меньше всего, благодаря тому, что такая реклама обладает наибольшей точностью, а также благодаря резкому росту пользовательской активности в интернете.
- Фокус рекламодателей в апреле сместился с имиджевых рекламных кампаний на performance кампании (все виды рекламы, прежде всего цифровой, которые позволяют наиболее точно находить спрос и показывать рекламу на текущий спрос. Например, контекстная реклама). Крупные рекламодатели продолжают реализовывать и имиджевые рекламные кампании, но цель таких кампаний смещается от получения быстрого эффекта в сторону долгосрочной поддержки бренда и повышения лояльности целевой аудитории.
- В то время как спрос на ряд продуктов и услуг стагнирует, на ряд продуктов и услуг спрос растет. К области панического спроса относятся такие товарные категории как лекарства, средства гигиены, продукты питания. Растет спрос на сопутствующие здоровому образу жизни категории - медицинское страхование, здоровое питание, спортивные аксессуары, определенные виды бытовой техники (увлажнители, пылесосы). И, наконец, к категориям увеличивающего спроса, не связанным напрямую со здоровьем относятся такие категории товаров и услуг как eCommerce/доставки, еСервисы, особенно домашние развлечения – онлайн-кинотеатры, мобильные игры, электронные книги, digital audio, соц.сети и новости.
- Маркетинговые и рекламные стратегии бизнесов могут быть разными, в зависимости от того, как ведет себя спрос на их продукты и услуги. Во время дискуссии участники обсудили различные варианты стратегий, которые они применяют, и которые могут применять другие бизнесы – краткосрочно и долгосрочно.
Телеком
- Роуминг рухнул, но в целом телеком чувствует себя нормально, на нем начинают экономить в последнюю очередь. Повальным спросом пользуется домашний интернет.
- Все следят за рекламными расходами. Важно перефокусироваться, а не сворачиваться.
- Расходы на охватный digital сокращают, телевизионный охват сейчас растет, а на digital «no brainer» бюджеты выделяют, если эффект максимально измерим.
- Крупные компании запускают имиджевый маркетинг, направленный на социальную ответственность.
- Сейчас время новинок и trial period, но не время на этом монетизироваться.
- Некоторые компании не собираются возвращаться в офис — это целый пласт новых услуг.
- Не весь малый бизнес выживет, на освободившееся место будут приходить новые компании. Сервисов для малого бизнеса достаточно, но для микробизнеса не так много – их нужно создавать.
- Сейчас важно вести себя достойно, не заставлять клиента вытаскивать последний рубль.
- Премиальные бренды все равно растут
Алкогольная индустрия
- Средний «градус» по рынку нормальный, основные категории растут.
- Плохо себя чувствуют те, кто завязан на канал HoReCa - рестораны, бары и кафе. Под самым большим ударом крафтовые производители.
- Продажи не падают. 50% алкоголя продается через HoReCa. В России доля HoReCa низкая, поэтому это не так сильно повлияло на ситуацию.
- Тренд «другой алкоголь» - в рознице выросли продажи компонентов для коктейлей.
- Тренд: социальная ответственность, а не хайп ради хайпа.
Продуктовый ритейл
- Люди стали есть дома и больше покупать в магазинах у дома.
- Еда - единственное развлечение кроме соцсетей и телевизора. Изменилась структура потребления, расширилось разнообразие корзины, люди экспериментируют с едой. Это золотой момент для запуска новинок и программ по стимулированию product trial.
- В магазин ходят реже, но покупают больше. Для ритейла и производителей сейчас главное обеспечить доступность товара на полке.
- Компании инвестируют в свой бренд и в покупателей через скидки, бонусы, программы лояльности.
- Запускаются программы поддержки малого и среднего бизнеса - зелёный коридор для фермеров и небольших производителей, упростивший попадание на полку сетевых магазинов.
E-commerce
- Наблюдается беспрецедентный рост потребления. Все, что связано с «сидим дома», медициной, едой, здоровьем. В моменте проигрывает одежда, мода. Основная стратегия - перформанс, хотя некоторые категории занимаются захватом доли рынка, а некоторые выжидают.
- E-commerce становится основным каналом. В фокусе - поддержка партнеров, чтобы как можно больше компаний могли продавать через маркетплейс.
- Растёт не только «entertainment», но и «shopitainment». Для генерации покупок стали популярны live streams.
Пять ключевых выводов и рекомендаций:
- При сокращении спроса и бюджетов логично смещать фокус в сторону более точных и измеримых медиа и рекламных инструментов - performance подход.
- Бренд по-прежнему важен и его необходимо поддерживать и в кризисные времена, но рекламную коммуникацию имеет смысл смещать в сторону освещения конкретных действий по поддержке собственных клиентов - как в B2B, так и в B2c.
- Поддержка клиентов и социальная ответственность важна для всех бизнесов. На подобных решениях и их коммуникации можно построить не только лояльность, но и нарастить базу.
- На выходе из кризиса мир будет меняться. Маркетологам необходимо будет разработать новые продукты и услуги, которые будут востребованы их клиентами.
- «Never waste a good crisis» (У. Черчилль). Задача бизнесов - выйти из кризиса с минимальными потерями краткосрочно и с увеличением доли рынка долгосрочно.
О проекте:
В апреле 2020 года Ассоциация независимых директоров запустила цикл онлайн трансляций в формате заседаний советов директоров с участием руководителей крупнейших российских компаний и экспертов «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка». В рамках девяти заседаний ведущие директора российских компаний обсудят самые актуальные вопросы, с которыми сталкивается бизнес в кризисное время: финансирование, управление человеческими ресурсами, корректировка долгосрочных планов развития, операционная эффективность и т.д. Трансляции доступны для всего российского бизнес-сообщества.
Справка об АНД:
Ассоциация независимых директоров – крупнейшая российская директорская организация, основанная в 2002 году в целях объединения профессионального сообщества директоров и топ-менеджеров, использующих лучшую практику корпоративного управления для устойчивого развития бизнеса и общества. Объединяет более 1000 предпринимателей, членов советов директоров и топ-менеджеров.
Официальный сайт: nand.ru
Официальный партнер заседания: Mail.ru Group
Контентный партнер заседания: Dentsu Aegis Network Russia
Официальный PR партнер: Redline PR
Интеллектуальный партнер: Медиапроект Сноб
Информационные партнеры: РБК Pro, Интерфакс, E-xecutive, Ведомости, Retail&Loyalty, Профиль, Экономика и жизнь, Franshiza.ru, BBI.EVENTS, ComNews.ru, Эксперт.
Поделитесь материалом с коллегами и знакомыми: