По прогнозам, современные дети будут до пяти раз в жизни менять направление карьеры. Они будут интегрировать, а не просто улучшать опыт, знания и умения. Это будет не только постоянное движение, но и неустойчивость, ведь в моменты переходов не всегда понятно, что делать.

Как начинать и строить карьеру в быстро меняющемся мире, рассказывает Марина Починок, эксперт по HR Международного Олимпийского комитета и лидер программы i-Generation, которую открывает Ассоциация профессиональных директоров.

Как и почему меняется карьерный путь выпускников вузов?

Мы уходим от понятия карьеры, какой она была раньше: когда ты выбираешь специальность и потихоньку карабкаешься по карьерной лестнице. Теперь это скорее портфолио больших проектов. Ты не можешь выбрать профессию на всю жизнь, но можешь выбрать направление, в котором будешь развиваться.

Моя карьера начиналась в альма-матер (МГУ им. М. В. Ломоносова — ред.). Тогда было огромное количество ниш на рынке, была предсказуемость. Ты мог строить планы на 3–5 лет вперед.

Сейчас под влиянием технологий мир, общество, бизнес, суть работы меняются. Темп изменений нарастает. Никто не может сказать, какие задачи придется решать через несколько лет, какие технологии использовать.

Появляется много новых профессий, в которых сложно сориентироваться. Пять лет назад профессии data scientist (аналитик данных) вообще не было в палитре. Слова «блокчейн» никто не знал. Сейчас это базовые пункты в жизни компаний.

Компании раз в год пересматривают стратегию, происходят внутренние передвижения, реструктуризация, слияние. Поэтому, поступая на работу, нельзя быть уверенным, что ты через год будешь в той же структуре и в той же должности. Нужны готовность к изменениям, внутренняя устойчивость.

Кроме того, удлиняется наша жизнь: биологическая, продуктивная. Активная рабочая жизнь будет долгой, и чтобы она была качественной, важно правильно начать профессиональный путь.

На что смотрят компании, когда нанимают молодых специалистов?

Первое, что проверяют компании, — умение логически мыслить, анализировать. Нужно уметь работать с большим количеством меняющихся данных: вербальных, числовых, договоров, таблиц, расчетов. За цифрами нужно видеть ситуацию, правильно понимать тексты.

Поэтому компании дают соискателям, включая молодых специалистов, тесты способностей. Надо решить большое количество задач за небольшой промежуток времени или проанализировать текстовые фрагменты.

После тестов способностей компании проводят собеседования, чтобы понять, есть ли у соискателя необходимые качества, компетенции. У молодых людей может не быть практического опыта, но присутствовать нужные качества.

Часто нужна довольно противоречивая комбинация качеств. В Сбербанке мы набирали agile-коучей — специалистов, которые работают с людьми в IT-командах и должны разбираться и в IT, и в психологии, понимать людей. Сочетание предметных знаний и хороших навыков выстраивать отношения оказалось только у 10 кандидатов из 500. Компании все больше смотрят на такую комбинацию.

Сейчас нужна мультифункциональность. Финансы перестали быть уделом финансистов, потому что принимать решение молодые люди должны с цифрами в руках. Информационные технологии используются фактически в любой профессии.

Какие качества нужны любому работодателю?

Нет компании, которая не хотела бы видеть сочетание самодисциплины, исполнительности, ответственности и проактивности, когда человеку не все равно. На новом месте важно задаваться вопросом, что здесь можно сделать по-другому, и брать на себя ответственность, то есть действовать.

Еще одно важное качество — это learning agility, способность приобрести новые знания, открытость новому, любознательность. Знания быстро устаревают, мы переходим от обучения для жизни к обучению на всю жизнь, постоянному повышению квалификации. Раньше была другая модель: я учусь, делаю карьеру, а потом выхожу на пенсию.

И, конечно, сейчас важно говорить на иностранных языках. Если в середине XX века можно было не знать язык, то теперь знание минимум двух — трех языков обязательно, потому что мы живем в эпоху глобализации.

Какие качества мешают при поиске первой работы?

Компании жалуются на иждивенческий подход, когда молодой человек приходит и сразу заявляет, сколько он стоит, хотя ему еще нечем похвастаться. Он хочет получать зарплату скорее за сам факт своего существования. Готов брать, но пока еще не готов сформулировать, что он может дать.

Бывает и наоборот, когда человек не может себя продать. Это рынок труда, и хочешь не хочешь, а у тебя есть конкуренты. И заговорить о своих конкурентных преимуществах, презентовать, в чем они заключаются, почему именно ты будешь полезен компании, — это тоже навык, которому нас не учат, но который важно развивать.

После вуза без опыта трудно найти высокооплачиваемую работу.
Как на программе i-Generation вы готовите студентов и выпускников к конкуренции на рынке труда?

На программе i-Generation мы:

  1. помогаем участникам понять, чем они хотят заниматься и что у них получается;
  2. показываем, в каких компаниях они смогут делать то, что нравится, за достойную зарплату;
  3. помогаем развиваться в том, что важно для успешного старта карьеры.

Мы разбираем концепцию «Я как бизнес-проект, бизнес-компания»: в чем может быть твоя ценность, добавленная стоимость, какая у тебя капитализация и почему. Иными словами, отвечаем на вопросы, сколько ты сейчас стоишь на рынке труда, из чего складывается твоя стоимость, какие у тебя есть активы, в каком они состоянии.

Разбираем разные модели компетенций для молодых специалистов. Тренируем проходить интервью. Рассказываем, какие вопросы задают работодатели, с помощью каких задач они проверяют те или иные качества.

Молодым людям важно понимать не только отрасль, но и свою мотивацию: насколько культура той или иной организации тебе подходит, точно ли это место, где ты хочешь работать. Творческой личности может быть сложно в структуре, где серьезные правила и мало свободы.

На i-Generation (i-Gen) мы помогаем молодому человеку увидеть, какой он, в какой среде ему будет комфортно. Для этого проводим глубокое психологическое тестирование и организуем стажировки в разных корпорациях.

В программе — учебные визиты в McCann Erickson, PwC, Russia Today, знакомство с направлениями: маркетинг, IT, digital, финансы, юриспруденция. Это даст понимание, из чего состоит бизнес.

Во время стажировок студенты и старшеклассники увидят, что Яндекс — это не только IT, а Сбербанк — клерки. Что, на самом деле, внутри каждой компании есть огромное количество функций, и нужны люди с самым разным образованием, бэкграундом. Что внутри маркетинга — огромное количество разных задач и компетенций, и от выбора будет зависеть твоя траектория развития. Подробнее об этом мы будем говорить на программе i-Gen, которая начнется 9 ноября.

 

С Мариной Починок беседовала
Татьяна Пешехонова


/ 14.10.2019

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров