Разговор с Председателем Наблюдательного совета АНД Александром Иконниковым

Родители сегодня гораздо меньше, чем прежде, могут влиять на карьеру детей. Это происходит по двум причинам: изменились этические стандарты и сам рынок. В помощь родителям и детям Ассоциация профессиональных директоров АНД запускает новую программу — i-Generation (i-Gen). Председатель АНД Александр Иконников рассказывает, почему такую программу делает профессиональное комьюнити директоров.

Александр, как изменилось участие родителей в карьере детей?

Мы не можем быть для своих детей столь же эффективными родителями, какими были наши родители для нас. Мир меняется стремительно.

Раньше, если мои родители были нефтяниками, им казалось логичным, что я тоже иду в нефтяники. Им был понятен мой дальнейший путь и то, как они могут мне помочь: подготовить меня к поступлению в хороший вуз по своему профилю и давать профессиональные советы на поворотных этапах карьеры.

Карьерная лестница молодого специалиста была заранее задана. Когда студенты заканчивали институт, их направляли на нефтяные месторождения. Начинали с технологов цеха, потом становились главными инженерами, начальниками цехов, руководителями Нефтегазодобывающего управления (НГДУ)...

Что происходит сегодня?

Сегодня рынок изменился. В тех же нефтяных компаниях специалистов стало больше, чем проектов. Институты больше не занимаются распределением выпускников — нужно самостоятельно решать, куда и как двигаться дальше.

Прорывы по созданию новых продуктов и сервисов происходят на стыке индустрий. Там же появляются новые рабочие места и возможности.

Нередко дети не видят себя в индустриях, которые знают родители. В этом случае стоит положиться на взгляд и опыт коллег, которые работают в других компаниях, то есть на коллективные ресурсы профессионального директорского комьюнити.

Как директорское сообщество помогает карьере выпускников?

Расскажу на примере своих детей. «Иди в маркетинг», — говорил я старшей дочери. В итоге она пошла на философский факультет в МГУ.

Я понимал, что самое ценное, что могу ей дать на том этапе, — это общение с людьми, которые расскажут, как ей развиваться в выбранном направлении. Дочь получила диплом Калифорнийского университета в Беркли и начала заниматься собственными предпринимательскими проектами в сфере инновационного образования.

Я очень хотел, чтобы младшая дочь стала экономистом. Но она приняла решение, что хочет быть не экономистом, а фармацевтом. Я ничего об этой сфере не мог ей рассказать и теперь стараюсь расширить её кругозор через общение с профессионалами в этой области.

Коллективно в АНД мы можем создать такие возможности для всех детей. Ведь у нас крупнейшее в России сообщество директоров, менеджеров, собственников, которые развивают бизнес в ключевых частных и государственных компаниях.

Сейчас в Ассоциации около 1200 человек. Это люди, которые очень хорошо понимают потребности бизнеса и перспективы развития разных индустрий. Вместе с ними мы помогаем детям раскрыть таланты и реализовать свою судьбу.

Правда ли, что теперь карьера больше, чем когда-либо, зависит от усилий выпускников?

Да, это правда. Этические стандарты во многих странах сегодня больше не позволяют брать людей на работу по знакомству, потому что это приводит к злоупотреблениям. В компаниях появляются чёткие процедуры, которые устанавливают, как нанимать сотрудников. В России тоже всё меньше случаев трудоустройства по звонку.

Компании более требовательно подходят к отбору и развитию молодых специалистов. Если у выпускника вуза нет четкого понимания своих целей, с одной стороны, и понимания законов развития бизнеса, с другой, он будет просто плыть по течению.

Например, молодой человек хочет работать в компании Google. Если он знает, что Google — это большая экосистема, то понимает, что может прийти в эту компанию и инженером, и маркетологом, и финансистом.

Если вовремя увидеть, что значит быть главным корпоративным юристом МТС, какие задачи решает руководитель такого уровня, какие у него есть подчинённые, какова структура управления, то понятно, как идти к этому уже сегодня. Без этого молодой специалист, скорее всего, надолго останется рядовым юристом.

Получается, что выпускники школ и вузов часто не готовы строить карьеру осознанно?

Да. Горизонты планирования в программах подготовки к вузам, как правило, очень краткосрочные. Мы думаем только о том, что видим вблизи, и не смотрим на 5–10 лет вперёд. Ведь задача не просто поступить в вуз, а дальше строить свою профессиональную жизнь правильно.

Уникальность i-Generation в том, что мы привлекаем коллег и партнеров, чтобы они изнутри показали нашим детям разные бизнесы и индустрии. Например, сферу IT, поисковых систем, маркетплейсов, трансформацию индустрии профессиональных услуг ведущих компаний: PwC, Ernst & Young.

Мы хотим показать, как современные компании относятся к подбору и развитию молодых специалистов, как подготовить себя к тому, чтобы попасть в среду, где ты сможешь достичь действительно хороших результатов. В этом нам помогает директорское комьюнити и профессиональные методологи на программе i-Gen.

С Александром Иконниковым
беседовала Татьяна Пешехонова


/ 22.10.2019

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров