Традиционная роль совета директоров в публичной компании — надзирать и контролировать — безнадежно устарела. Директорам придется вникать в самые мелкие детали работы компаний, считает сооснователь Ассоциации профессиональных директоров АНД Александр Иконников.

Сезон проведения акционерных собраний в самом разгаре. Текущие советы директоров отчитываются о своей работе, новые скоро будет избраны. Им придется пересматривать цели, ставить новые задачи и расставлять приоритеты. Мы оценили работу советов директоров российских компаний, изучили ряд исследований, проведенных в США, Канаде, Великобритании и Австралии, и выявили новые тренды, которые повлияют на их работу в следующем году. Каким должен быть эффективный совет директоров 2019 года?

Быть не только надзирателем

Традиционная роль совета директоров в публичной компании — надзирать и контролировать. Это прописывается в требованиях при выходе на биржу и корпоративном кодексе управления. Но мир стал более комплексным, и одной надзирательной функции уже недостаточно. Нужны еще две: быть дополнительным источником экспертизы и конструктивным оппонентом для менеджмента. В этой связи в максимально эффективный совет директоров должны входить люди не только с разными компетенциями, но и разных типов. Те, кому нравится быть наставниками, станут хорошими советчиками, а визионеры, способные предугадывать тренды, — оппонентами.

Конечно, это требует определенных изменений в составе совета. На заседаниях придется обсуждать не только вопросы, которые связаны с результатом деятельности, но и будущие стратегии, мотивацию менеджмента, развитие культуры и талантов. Зато переход членов совета директоров к новым ролям откроет возможность для ведения открытого, не обремененного иерархическими ограничениями диалога с топ-менеджментом и позволит совету директоров получать более полную информацию о делах в компании и на рынке. Это, в свою очередь, позволит формировать более эффективную бизнес-стратегию.

Знать своего стейкхолдера

В классической модели бизнеса главные стейкхолдеры (заинтересованные лица) — акционеры. Именно они всегда стояли во главе пищевой цепочки. Но мир изменился, и акценты сместились. Теперь жизненно важными для компании могут быть пользователи или государство, которое становится активным участником бизнеса. Задача совета директоров нового времени — определить, кто является ключевым стейкхолдером, и действовать в его интересах.

Как правило, инновационным компаниям, заточенным на новые продукты, не так важно, что происходит с государством или акционерами, которые вложили деньги. Им нужно удивлять пользователей и делать все, чтобы им верили клиенты. На пользователей в большей степени, например, ориентированы Тинькофф Банк и «Яндекс». Если же ключевым стейкхолдером является государство, то компания в первую очередь старается учесть его интересы. Например, энергетической или нефтяной компании, ориентированной на государство, лучше не игнорировать планы властей на освоение новых регионов или месторождений и учитывать их, даже если это не очень выгодно с коммерческой точки зрения.

Предвосхищать события

В сегодняшнем мире неопределенности, нестабильности и постоянных законодательных изменений совет директоров должен уметь предвосхищать события: определять тренды, распознавать потенциальные угрозы и своевременно на них реагировать. Исследования McKinsey Global Institute подтверждают: компании, работающие на долгосрочную перспективу, неизменно превосходят коллег по отрасли. Именно поэтому одной из главных задач советов директоров в 2019 году будет участие в формировании долгосрочной бизнес-стратегии компании, учитывающей существующие тренды и будущую динамику рынка. При этом стратегия не должна быть жесткой, так как она в постоянно меняющемся мире требует регулярной актуализации.

Наглядный пример: мало кто предполагал, что торговая война США и Китаем будет проходить в такой жесткой форме. А технологии выйдут на такие уровни, что станут серьезными рисками для традиционных компаний. Все это можно было заложить в долгосрочную стратегию и год за годом корректировать свои цели в зависимости от происходящего. В этой связи, чтобы советы директоров могли видеть дальше тех горизонтов и стандартных ситуаций, в которых компания привыкла планировать, нужно расширить круг знаний о рынке. Для этого следует в полной мере задействовать все имеющиеся у совета директоров информационные ресурсы.

Смотреть «изнутри»

Еще один из ключевых трендов в 2019 году: взгляд на компанию «изнутри», а не «сверху». Согласно GNDI Global Survey Report 2018, советы директоров зарубежных компаний все чаще посещают производственные объекты и ключевые активы, встречаются с сотрудниками, клиентами и заинтересованными сторонами. Это помогает понять, как на самом деле работает компания, оценить качество реализации бизнес-стратегии. В мире с огромными объемами информации ценно то, что ты увидел и узнал сам. В этом году мы много работали с советами директоров крупнейших российских компаний: Сбербанк, «Норильский никель», НОВАТЭК, «Полюс», «Газпром нефть» и другие эмитенты. Мы видим, что многие компании проводят выездные заседания на своих производствах.

Подобное вовлечение членов советов директоров в жизнь компаний, а также их прямое участие в принятии решений совместно с топ-менеджментом помогут достигнуть более глубокого понимания бизнес-процессов, происходящих в компании, и получить необходимую для принятия управленческих решений информацию.

Работать под руководством «председателя новой эпохи»

Лидерские качества и стиль руководства председателя совета директоров имеют большое значение для эффективности его работы. Традиционно председатель отвечает за организацию собраний совета директоров, поддержание на них здоровой атмосферы и конструктивность происходящих дискуссий.

Однако главная задача председателя в 2019 году — создать такие условия, при которых совет директоров и топ-менеджмент могут свободно обмениваться информацией и мнениями. С правильным председателем совет мотивирован делиться экспертными знаниями и опытом. Топ-менеджмент не боится консультироваться с советом по любым возникающим вопросам. Гипотезы формируются и тестируются совместно двумя сторонами. А руководители, поднимающие ту или иную проблему, не рассматриваются как нарушители спокойствия или «гонцы с плохими вестями». Поэтому у председателя директоров появляется не существовавшая до этого задача: создать атмосферу сотрудничества и выстроить гармоничные отношения между членами совета директоров и топ-менеджментом.

 

Статья опубликована на сайте РБК, 26 июня 2019 года: https://pro.rbc.ru/news/5d0cfce99a7947d06ac7eb10


/ 03.07.2019

Анонсы событий
21-28 сентября
Подробнее

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров