«ЕСЛИ ПОКАЗАТЕЛИ РАСТУТ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ТАК БУДЕТ ВСЕГДА»

В декабре в Москве прошел очередной модуль международной программы сертификации директоров IoD Chartered Director – «Финансы для нефинансовых директоров». Его провел ведущий эксперт Британского института директоров (IoD, UK) по финансам, стратегии и работе советов директоров Жан Пуссон. После завершения модуля Жан специально для членов АНД поделился мнением об актуальных проблемах бизнеса.

К чему готовиться компаниям в 2018 году?

- Любая компания должна следить за тем, как меняется общая ситуация на рынке. Конечно, в 2018 году будут свои острые вопросы и темы. Но что мы увидим точно – это продолжение темы новых технологий, укрепление таких компаний, как Microsoft, Amazon, Google, Facebook. Социальные сети будут иметь еще большее влияние на деятельность компаний. Массово будут обсуждаться вопросы технологий и их влияния на бизнес.

Какие примеры, на Ваш взгляд, показательны в области стратегического управления компаниями за недавний период?

- Среди негативных примеров самый главный, конечно, – это случай с Yahoo. Да, это не самый громкий провал - в конце концов, в этом году его купил Verizon, который заплатил, кстати, меньше, чем планировалось, т.к. Yahoo был атакован хакерами. Но главная ошибка Yahoo в том, что они так и не смогли понять, кем они являются на самом деле: поисковиком, дистрибьютором контента или чем-то другим? Чем был Yahoo?

«ОШИБКА YAHOO – В ТОМ, ЧТО ОНИ НЕ ОТВЕТИЛИ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС – КЕМ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ»

А ведь появились они гораздо раньше, чем Google, у которого тогда вообще не было права на существование. А у Yahoo уже был бренд, было имя. Но когда пришел Google, Yahoo оставалось лишь глотать пыль, находясь далеко позади своего конкурента. Yahoo не ответили на простой вопрос: кто они?

Это потом уже появились Facebook, Twitter и другие. Они капитализировали свое присутствие в Интернете, предугадали желания пользователей и сделали то, о чем их юзеры даже и не мечтали, включая разные виджеты, мессенджеры и т. д. А Yahoo продолжали стагнировать и так и остались - доисторическим пре-гугловым динозавром.

По поводу Twitter, кстати. Если Google продолжает радовать ростом, Facebooк удивляет, то вот Twitter – нет. Думаю, Snap и Twitter скоро или уйдут в небытие, или их кто-нибудь купит, при благоприятном стечении обстоятельств. Twitter официально выставили себя на продажу, а если ты выставляешь себя на продажу, то стратегического выбора уже нет. Их проблема в том, что они не поняли, как правильно монетизировать свой бренд. Сам бренд-то у них отличный, есть узнаваемое имя. Для данного случая это означает, что частота пользования брендом не равна степени лояльности аудитории.

Еще негативный пример - Toys"R"Us, крупнейший дистрибьютор игрушек в США. Их случай показывает: если ты сегодня вовремя не вышел в онлайн, печальный конец легко предсказуем. Toys"R"Us не вышел - и рухнул. Многие родители сегодня в один голос твердят, что поход в магазин игрушек с детьми, особенно в предпраздничное время – это самое последнее, что они собираются делать. Покупать онлайн - дешевле, это экономит время, это можно делать тогда, когда удобно. Поэтому Toys"R"Us пришлось продать все свои магазины. Таков был их конец.

«ЕСЛИ КОМПАНИИ СЕГОДНЯ НЕ В ОНЛАЙН, ПЕЧАЛЬНЫЙ КОНЕЦ ЛЕГКО ПРЕДСКАЗУЕМ»

С позитивной стороны продолжает удивлять Amazon, несмотря на свой размер и текущий успех. Все, что делает Amazon, прекрасно. Дело в том, что они грамотно распределяют свои ресурсы и умеют их вовремя использовать, причем во многих индустриях сразу. Если спросить, к какой именно индустрии принадлежит Amazon, сомневаюсь, что кто-то сможет сразу ответить. Они и тут, и там, и здесь, они проникают в любую индустрию, какую захотят.

Какое внимание уделяется вопросам диджитализации, киберрисков на уровне советов директоров в международных компаниях?

- Конечно, киберриски обсуждаются. Но меня волнует - что конкретно является предметом обсуждений? Есть ли в компаниях люди, которые обсуждают это на достаточно экспертном уровне? Один мой коллега, IT-директор, говорит, что есть всего три основных киберриска: первый – это люди, второй – это люди и третий – тоже люди. Именно люди всегда будут делать ошибки, всегда будут нарушать технику безопасности, забывать обновлять ПО и т.д.

«САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КИБЕРРИСК – ЛЮДИ»

На самом деле, компания должна знать ответы на самые простые вопросы: если с вами случится хакерская атака или что–то произойдет с ПО, сможете ли вы продолжать свою деятельность до момента восстановления и как долго? Если произойдет утечка данных клиентов, как вы будете исправлять ситуацию? Есть ли у вас понимание, как минимизировать последствия таких случаев?

Какие сегодня требования предъявляются к стратегии компаний?

Считается, что совет директоров должен прежде всего хорошо владеть цифрами. Но часто важнейшая ошибка однобокой работы с цифрами в том, что если цифры в порядке и показатели растут, то совет принимает решение сохранять прежний курс. А ведь любая компания должна помнить - ничто не вечно, «хорошо» будет не всегда. Когда-нибудь все равно предстоит измениться, и прежний курс не поможет, потому что все очень быстро меняется. Не меняться – опасно.

«ЕСЛИ С ЦИФРАМИ ВСЕ В ПОРЯДКЕ, СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ЧАСТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ СОХРАНЯТЬ КУРС. НО СЕГОДНЯ ЭТО ОПАСНО»

В корпоративном управлении принято использовать слово «гибкость», это означает корректировку процессов, а не резкие тотальные изменения. Многие компании активно управляют инновациями, внедряют их, и делают это не вслепую, а проводя исследования, испытания продуктов и услуг. Стратегия сегодня должна быть прежде всего гибкой.

Какие компетенции директоров сегодня наиболее востребованы?

- Это зависит от компании, индустрии и тех рисков, с которыми компания встречается на своем пути, от того, на каком этапе жизненного цикла находится компания. Думаю, наиболее важно понять те возможности и компетенции, которые действительно необходимы компании в конкретный момент времени, чтобы помочь ей принимать стратегические решения. К слову, в IoD мы разработали систему диагностики компетенций директоров, для определения его возможностей и точек роста.

Как стать действительно профессиональным директором?

- Необходимо постоянно обучаться и проверять себя: свои возможности и знания. Программа сертификация IoD – единственная в своем роде программа. Некоторые университеты обучают корпоративному управлению, но подобной программы сертификации нет нигде в мире. Это своего рода инновация. Сфера, которая в IoD является ключевой для развития компетенций директора – это именно практическая сторона работы в советах директоров, те преимущества, которые приносят директора и советы директоров компаниям.

На финансовом уровне вы получаете понимание, как оперировать цифрами, как их читать. На персональном - каким образом распределяется ответственность в совете директоров, каковы ваша роль, задачи, ответственность за принятие решения. На стратегическом уровне – это разработка и принятие стратегий советом директоров, мы много посвящаем этой теме внимания, и плюс, конечно, в центре нашего внимания – тема лидерства.

Думаю, самое главное, что отличает IoD от других программ – это то, что на курсе преподают действующие директора и члены советов директоров. В IoD нет ни следа от академического подхода. Мы понимаем важность академических знаний, но практика и живые кейсы в этой области гораздо важнее. Вы выходите из аудитории с набором инструментов и рекомендаций, которые могут сделать вас лучшим директором, лучшим членом совета. Ведь если посмотреть глобально, члены советов директоров – это весьма высокооплачиваемые люди, так почему бы не воспользоваться шансом?

Как понять, что надо развиваться?

- Если в совете директоров есть процедура оценки: всего совета, председателя, комитетов, то каждый председатель понимает, что каждый член совета должен уделять время своему развитию и делать интеллектуальные инвестиции. Но гораздо чаще люди приходят к нам сами - на всю программу или на отдельные модули по управлению или по стратегии – иногда, просто чтобы освежить знания! Это состоявшиеся, опытные люди, но они хорошо понимают, что когда ты сидишь за столом с другими опытными коллегами в совете директоров, твои компетенции должны всегда соответствовать высочайшему уровню.

«КОГДА РАБОТАЕШЬ В СОВЕТЕ ДИРЕКТОРОВ, КОМПЕТЕНЦИИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ВЫСОЧАЙШЕМУ УРОВНЮ»

Если ты не хочешь вкладываться в свое развитие, можно конечно этого не делать, просто это обойдется гораздо дороже.

Об авторе:

 

Жан Пуссон – ведущий эксперт Британского института директоров (IoD, UK) по вопросам стратегии, финансов, работы советов директоров. Ранее Жан более 15 лет занимал топовые управленческие позиции в банке Barclays. В качестве эксперта IoD Жан работал с советами директоров таких компаний как: Intel, Mercedes Financial Services, Volvo, Bosch, Heinz, Hilton Group и многими другими.
О программе:

 

IoD Chartered Director – это международная программа квалификации для директоров. Проводится Британским институтом директоров (IoD, UK) по всему миру. В России, начиная с 2008 года программу прошли более 300 членов советов директоров и топ-менеджеров.

 

ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ

/ 21.12.2017

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и мессенджерах
чтобы получать полезные материалы и свежие новости про корпоративное управление

« К списку новостей

Специальные сервисы
для директора и совета директоров